Стоит ли приобретать CourseLab 3? | eLearning Lab

Стоит ли приобретать CourseLab 3?

29.10.2015

средства разработки электронных курсов, ошибки в CourseLab, WebSoft, кроссбраузерность курсов

Знаю, что тех, готов приобрести этот продукт, единицы. Но тематика блога обязывает хотя бы в общих чертах описать этот феномен. Мне кажется, аналогов ему просто нет.





CourseLab 3 позиционируется как редактор, который позволит создавать кроссбраузерные электронные курсы (если кто не знает, предыдущие версии CL позволяли делать курсы, которые худо-бедно работали лишь в некоторых версиях православного Internet Explorer). Однако при разработке курсов в CL3 я обнаружил, что в программе столько всего не работает, что от заявленной кроссбраузерности нет никакого толка. Так или иначе вопрос с кроссбраузерностью в новой версии CL вроде как решён. Если не считать то, что в половине случаев данные из курса передаются лишь через IE. Хотя курсы запускаются даже на смартофоне и на продукции из-под Apple.

 


В большинстве случаев курсы из LMS не открываются вообще. Появляется пустое окно и предупреждение:

 


Справедливости ради отмечу, что пустое окно появляется на компах с Windows XP и IE 6/7. Но курсы, сверстанные в других редакторах (например, в Articulate), почему-то этим не страдают, исправно запускаясь практически в любой среде.


Ссылки, размещенные на мастер-слайде, которые ведут на другие слайды, не работают. При щелчке по этим ссылкам они никак не реагируют, но если долго и упорно щелкать, можно увидеть красные точки, как будто ссылки размещены в 2 слоя и в нижнем слое происходит какая-та реакция (см.скриншот ниже)

 


Не работают программируемые действия. Какие-то простенькие (показать картинку, а потом скрыть её) работают. Как только добавляем условия (например, показать картинку, если variable_1 = 1), перестает работать. Точнее иногда что-то работает, а иногда - нет. Всё еще более непредсказуемо, чем в CL2.




Кривая и глючная настройка отображения объектов. К примеру, в CL2 у объектов можно было удалить данные в поле Заливка, после чего фоновая заливка исчезала (особенно актуально для текстбоксов). Если удалить эти данные в объекте CL3, окно настройки зависает. Ни одна из кнопок при этом не работает (только системная кнопка закрытия в правом верхнем углу).




Настройки появления объектов. Если на слайде несколько кадров, и на каком-то из них установить настройку для объекта "показать спустя n секунд", то объект будет продублирован на всех последующих кадрах. Очень круто с такой с особенностью разрабатывать симуляторы и тренажёры по работе с ПО. К примеру, нужно, чтобы пошаговая инструкция на каждом кадре появлялась с задержкой 1 секунду (для привлечения внимания), но вместо этого каждая последующая инструкция лепится поверх предыдущих.
 


Хочу протранслировать один объект на все кадры слайда, не создавая для это отдельный мастер-слайд. Для этого к слайду для события Начало показа прописываю действие Показать объект. Не показывает.

Кстати, поведение объектов в режиме просмотра внутри редактора курса может отличаться от поведения в курсе, который запущен в LMS. Что-то подобное происходило, конечно, и в CL2 , но с этим можно было как-то жить. Пример: если для объекта изменить настройки появления, то в режиме редактирования объект может частично "пропадать". Выглядит это как всегда интересно:
 


Не менее интересно выглядит объект "кнопка переключатель". Вот я решил сделать кнопку, которая должна изменять масштаб окна курса. Два изображения одинакового размера, залитых в кнопку, реагируя на hover, просто дублируются.





В опубликованном курсе, как и прежде, можно потыркать по экрану мышкой и получится что-то такое:


Помню ещё в 2011-м обещали что вот-вот. Релиз случился только сейчас. А судя по дизайну, верстать начали ещё при Брежневе. Такой архаики ещё поискать. Я так понял, на риббоне успокоились.




Эта гадость имеет такое же название, как и CL2. И расширение у исходников одно и то же - WCL. При этом CL3 не открывает курсы, сделанные в CL2 и наоборот. Зато после инсталляции CL3 он сразу же ассоциируется с расширением WCL (в итоге пытаетесь открыть двойным щелчком исходник курса, свёрстанный в CL2, а он не открывается). Всё для людей.

Работа с действиями крайне не удобная. Какой-то инвалид с дефектами восприятия сделал для всех объектов по умолчанию установленные тени, градиент и закругления. Поэтому добавляя на слайд новый объект, над ним приходится попыхтеть, отключая все эти декоративные уродства.

Ещё одно "улучшение". Теперь при экспорте курса в SCORM заменить в папке назначения какой-либо файл нельзя. Нужно каждый раз присваивать новое имя (курс 1, курс 2).




Круто то, что теперь всплывающие окна могут показываться в модальном режиме. Но глоссарий как говном был, так им и остался. И калькулятор тоже. То есть, по сути в этих объектах существенно ничего не поменялось.




Много всяких пунктов, на вид вроде полезных. К примеру, в одном контекстном меню есть пункт "Создать интерактивное упражнение". Создаю. Не создается. То есть, куча функций не работает, потому что работают они при определенных условиях. Но они тут светятся как будто так и надо. Всё понараспихано куда ни попадая. Где-то это будет работать, а где-то нет. Тут уж как повезёт.






Хвалённый текстовый редактор стал ещё хуже прежнего. Отображение внутри редактора значительно отличается от того, как текст будет выглядеть после редактирования. Шрифт, расстояние между строками и пр.




Вот я пытался сделать список. Посмотрите, как интересно этот редактор реагирует на первый элемент списка:






Ещё пример. В исходнике текстблока размещён только текст в тегах <p>, все <span> вычистил. Вставляю текст без форматирования. Вдруг в исходнике откуда ни возьмись появляется это: <span style="font-family: 'Times New Roman'; font-size: medium; font-style: normal; font-variant: normal; line-height: 19.200000762939453px;"></span>.

Если в тексте добавляешь символ или слово с пробелом, то пробел превращается в пробел неразрывный (то есть, в "&nbsp;"). В результате получаются уродские переносы, так как слова "слипаются" вместе.

Изменить тему оформления. Как раньше было неудобно, так и сейчас. Суть не поменялась. Клик туда, клик сюда. Выбери в окошке название. Закрой окошко. Посмотри что получилось.

Кнопка Начать обучение. Не понял смысла миллиона настроек, если в результате кнопка всё равно остаётся статичной и на hover не реагирует. Зато теперь текст в кнопке может быть с тенью.

Вроде очевидно, что уже давно пора было сделать настройку переходов между кадрами по умолчанию "ждать действия". Разумеется, не сделали.

Ещё следовало бы реализовать возможность сортировки целей в окне "Цели курса".

Как и прежде, уникальной особенностью CourseLab является самопроизвольное закрытие редактора сразу же после открытия исходника курса (независимо от того, насколько комп мощный).




И если вы не знали, то при аварийном выключении компа, если был открыт редактор, то в большинстве случаев исходник курса не подлежит восстановлению.


Резюме

Честно говоря, все мои ожидания WebSoft полностью оправдал. Понятно, что идеальных редакторов не существует и даже в Articulate Storyline есть вещи, реализованные ещё хуже, чем в CL. Однако CL3 - это вообще не рабочий продукт. Пусть это бета-версия, это не списывает такой колоссальный объём критических ошибок. Так что, если кто-то вам порекомендует использовать CL3, можете смело плюнуть ему в "лицо".