Нужно ли указывать в эл.курсе, сколько времени понадобится на его изучение? | welcome to eL

Нужно ли указывать в эл.курсе, сколько времени понадобится на его изучение?

09.11.2013

количество времени для изучения курса, пользовательский опыт, как сотрудники проходят дистанционные курсы, избыточное информирование пользователей

Некоторое время назад столкнулся с такой фишкой: сначала в деловой литературе, а затем в учебных материалах стали появляться сообщения с указанием примерного количества времени, которое мне потребуется на прочтение / изучение материала. К примеру, на обложке книги или заставке курса написано о том, что на прочтение / изучение у меня уйдет всего лишь 3 часа моего драгоценного времени. Возможно, что такое теперь будет встречаться всё чаще и чаще.



Рассмотрим плюсы и минусы.

У меня, как и у большинства, свой темп выполнения всего и вся, в том числе, изучения материала. Кто-то прочтёт 2 страницы за минуту, кто-то за 10. Хотя да, большинство прочтут за 5. При этом, при изучении материала, мы все постоянно на что-нибудь отвлекаемся, прерываемся, осознанно или нет. В том числе на мысли, которые пришли в голову в процессе изучения, и которые требуют времени на обдумывание. За себя могу сказать точно: за исключением ряда физиологических процессов, я практически ничего не делаю непрерывно. Особенно, если это касается деятельности, связанной с изучением. К тому же, как мы знаем, наш мозг устроен так, что для лучшего понимания и запоминания материала лучше принимать дозы информации порционно с перерывами, а не залпом.

Вот конкретный пример:



Возможно, я немного утрирую, но "3 часа" - это звучит как некий эталон ("нормальный человек прочтёт эту книгу за 3 часа"). Это при том, что все мы, как правило, читаем в полусонном состоянии по пути на работу, либо на работе в перерывах. Я же не буду додумывать то, что  указанное количество времени не учитывает количество моих зевков, отлучек по нужде и других более длительных пауз.

Собственно, у меня вопрос к тем, кто это придумал: зачем вообще указывать количество времени для выполнения той деятельности, которая не требует (не подразумевает) от процесса непрерывности? Что мне это даст? Как мне это поможет и поможет ли вообще? Потому что у меня возникает ощущение, что меня призывают ориентироваться на эту цифру (а взяли её, вероятно, "с потолка"). Такая фраза больше похожа на рекомендацию. Но почему тогда не написать, при каких условиях читателю изучать этот материал (в какое время суток, в какой позе, с каким настроем)?

Теперь обратимся к эл. курсам. Рассмотрим ситуацию глазами сотрудника, который работает в рознице (продавца, например). Для него такая фраза в рамках эл.курса будет звучать так: "на изучение этого курса у тебя уйдёт не больше, чем 3 часа". "Иначе зачем вообще писать про время", - подумает сотрудник. Хотя маловероятно, что рядовой сотрудник станет самостоятельно додумывать, какой на самом деле посыл заложен в этой формулировке. Раз написано 3 часа, значит так оно и есть. В результате сотрудник резервирует на изучение курса 3 часа. В одном случае он не успевает его изучить за указанное время, после чего смысл данного сообщения для него утрачивается. В другом случае, он, придерживаясь жестких временных рамок, которые он сам себе поставил, прочтёт материал, стараясь в первую очередь уложиться в эти рамки. То, насколько хорошо усвоен материал, может иметь уже второстепенную важность. Собственно, эта ситуация, когда "лучшее - враг хорошего".

Почему не написать так: "в этом курсе 5 разделов, 20 вопросов для самопроверки и 2 практических задания"? Там уже, основываясь на своём личном опыте или представлениях, пользователь сам, если ему это нужно, определит для себя, сколько времени он потратит на изучение курса. Такая информация для кого-то будет означать то, что на изучение у него уйдет 5 дней, для кого-то - 2-3 недели.

А если это бумажная книга, то я, к примеру, пока ещё в том состоянии, когда по её толщине, размеру листов, кегля, объёму иллюстраций и пр., смогу сформировать представление о том, смогут я прочитать за неделю или в меньший срок.

Ок, теперь о плюсах. Хорошо, если курс реально изучается за 15-30 минут (например, это 5 слайдов или 1 "игрушка"). Тогда об этом действительно имеет смысл упомянуть. Вполне вероятно, что кому-нибудь это прибавит мотивации (люди с большей охотой приступают к изучению материалов небольшого объёма). Больше никаких причин использовать эту "фишку" не вижу.