Пасхальное яйцо в электронном курсе | eLearning Lab

Пасхальное яйцо в электронном курсе

30.05.2012

тренды eLearning, пасхалки в электронном курсе, fun-элементы в обучении, courselab, диалоговый тренажёр

Тренд: вставка вдоль и поперёк всего курса как можно большего количества бессмысленных пасхалок (чтобы были).





Встраивать в обучающий курс пасхальные яйца только ради лулзов – это, как минимум, глупо и пошло. Предполагается, что пользователь задохнется от счастья при "внезапном" появлении потешного кролика, если этот пользователь щёлкнет по какому-нибудь элементу иллюстрации).

Сообщая пользователю о том, что в курсе может быть пасхалка, мы делаем 2 очень плохие вещи. Во-первых, провоцируем некоторых пользователей щёлкать куда ни попадя, выполнять не предусмотренные сценарием курса действия. Учитывая то, что курс может содержать технические недоработки, то пользователь скорее обнаружит именно их, чем искомые пасхалки; к тому же эти недостатки могут запомниться лучше, чем сами пасхалки (если он их вообще найдёт). Это может испортить впечатление от курса, особенно, если пасхалок пользователь так и не обнаружит. Во-вторых, обнадёживаем пользователя в том, что каждый курс будет содержать пасхалку, и все пасхалки будут креативными и интересными. Не льстите себе. И пожалейте своё время. Курс может быть сколь угодно увлекательным, полезным и красочным, но пасхалка с признаками дурновкусия (пример выше) будет ложкой дёгтя в бочке мёда.


Назначение "пасхалок" (сугубо личное мнение)

1. Скрытие (маскировка) "ошибочных явлений" в курсе

Пример. Практическое задание, в котором пользователь имеет возможность перетаскивать элементы мышкой (например, нужно чтобы пользователь правильно произвёл расстановку элементов в какой-нибудь таблице или схеме). Если курс разрабатывается в курслабе, то перемещаемые элементы пользователь может вынести за пределы видимой границы слайда. Такое поведение объекта на слайде является нежелательным. Чтобы пользователь, если он всё-таки "угнал" элемент за пределы слайда, не подумал о том, что курс "косячный", можно поместить пасхалку за эти самые границы. В этом случае, если пользователь обнаружит пасхалку, то он подумает, что это не косяк, а прикольная фишка.

В одном из курсов я поместил 2 текстовых объекта за границы слайда (снизу и справа):




Итак, пользователь хочет посмотреть, куда делся элемент. Если курс просматривается на учебном портале, пользователь может мышкой раздвинуть границы окна браузера (или развернуть окно во весь экран) и обнаружить там и угнанный элемент, и пасхалку. Элемент остается доступным для перемещения мышкой, поэтому его можно легко вернуть на место.


2. "Бонусная" информация (неочевидная награда)

Пример. В курсе можно использовать информацию из категории "для справки" (" появилось впервые в таком-то году или самый известным … был"). Эта информация не предназначена для запоминания (т.е., она не должна быть размещена в курсе в качестве ключевой). Чтобы посмотреть пасхалку, нужно её сначала отыскать или "заработать" (к примеру, получить 100 баллов за промежуточный тест). В данном случае такая пасхалка служит дополнительным инструментом для повышения интереса пользователя к изучению курса.


Кстати, у автора этого материала можно заказать разработку эл.курсов (хоть с пасхалками, хоть - без).





3. "Антислипы"

Курс можно оживить за счёт пасхалок, которые будут появляться, если пользователь в течение продолжительного времени не совершает никаких действий на слайде.

В аркадных игрушках для "Sega Mega Drive" многие персонажи, если с ними не производить никаких действий, совершают различные забавные вещи (лучший пример – "EarthWorm Jim"). То же самое можно сделать в курсах. Если пользователь "заснул" над каким-то слайдом с заданием, то появляется пасхалка.

Пример. В одном из курсов есть диалог с несколькими вариантами развития. Если пользователь выбирает неправильный вариант развития диалога, то он должен щёлкнуть по кнопке "начать заново", чтобы вернуться к выполнению задания с самого начала. Если он не нажмет на эту кнопку в течение 60 секунд, диалог самопроизвольно получит альтернативное (шуточное) продолжение. Например, если диалог происходит между клиентом и консультантом, и пользователь выбрал неправильный вариант, то альтернативным продолжением может быть фраза консультанта: "Какой странный клиент, пойду выпью кофе" или "Интересно, а зачем он сюда пришёл?".




Другой вариант. На слайде с практическим заданием, если пользователь долгое время не производит никаких действий, появляется сообщение примерно следующего содержания: "В нашем курсе спать нельзя. Чтобы вы немного отвлеклись и отдохнули, предлагаем вам на выбор: прочесть анекдот по теме (ссылка), прочесть интересный факт по теме (ссылка)". В этом случае будет правильно сообщить пользователю о том, что такая пасхалка больше в курсе не появится или появится 1-2 раза (чтобы пользователь специально не просиживал впустую перед слайдом в ожидании появления очередной пасхалки).



Пример привлечения внимания к пасхалкам

Представим курс, в котором есть изображение денежной купюры. На купюре человек в полный рост или чье-то лицо. Можно сделать так, чтобы через каждые 10-15 секунд человек на купюре на мгновение менял свой цвет, либо выполнил к-нибудь действие (махнул рукой, присел, подпрыгнул, повернул голову и т.п.). Если это лицо – мигание глазом, расширение зрачков, раздувающийся пузырь жвачки изо рта и т.п. При подведении указателя мышки к этой области, появляется пасхалка: рядом с головой возникает бабл с текстом.