Пример курса: курс по работе шредером (для конкурса Courselab) | eLearning Lab

Пример курса: курс по работе шредером (для конкурса Courselab)

01.06.2012

конкурс разработчиков электронных курсов, курс по работе с офисной техникой, управление внимание в электронном курсе, fun-элементы в курсе, дизайн шаблона курса, пасхальные яйца, использование персонажей в электронном курсе, сторителлинг




Щёлкните по ссылке, чтобы посмотреть курс.

1. Концепция

Цель обучения: обучить условных сотрудников работе с шредером на примере одной модели данного устройства.

Материал было решено презентовать в развлекательной манере. Для этого были добавлены шуточные слайды с персонажами-известными политическими деятелями (путен, муамар каддафи, ким чин ир).




2. Дизайн-решение

Элементы дизайна, кнопки навигации, текстовые сообщения с инструкциями разработаны в онлайн-проге zefrank.

Стилистика: черно-белые грубые "росчерки"; отчасти навеяно игрушкой pencil whipped, отчасти божественным мультиком 12 oz mouse, хотя это уже тренд.

Есть недоработка: сообщения персонажей появляются в стандартных объектах CL, хотя их лучше было бы сделать в общей стилистике курса.




3. По слайдам:

1-й слайд. Введение

Итак, сторителленг. Каддафи и ким чин ир спорят, кто из них круче, упоминая о том, что они владеют всякими важными бумажками (документами).




Ослопутин выступает в качестве главного действующего лица, который обосновывает своим друзьям необходимость использования шредера при работе с важными документами.

Обоснование представлено аллегорически: путен с позиции авторитетного вора-правителя объясняет своё положение "никем не пойманного за руку" тем, что все документы, которые указывали бы на противозаконный характер его деятельности, он уничтожал с помощью шредера.

Каддафи и ким ир сен на рекомендацию ослопутина о том, что от таких бумаг следует избавляться, дабы удержаться у власти, со скепсисом отвергают.


каддафи: Я хочу тебе сказать: у меня много контрактов. У меня их больше, чем у тебя. И я делаю на них деньги-шменьги. Много денег!

ким: Ничего себе, товарищ. У меня больше контрактов! Знаешь, это всякие важные бумаги, от которых так много чего зависит. Это ого-го какие бумаги!

путен: А я вам вот что скажу: вы бы лучше ликвидировали свои бумажки.

ким: Это еще почему?

путен: Друзья! Чтобы всегда оставаться при власти, всякие там секретные бумаги нужно ликвидировать. Вам поможет мой друг Шредер (это устройство, а не Герхард).

ким: Эй, наш цивилизованный друг предлагает нам очередную капиталистическую шайтан-машину! Ну уж нет, товарищ! Пойдем-ка мы своим путем!

путен: Ну, помяните-ка мое слово. Получите от мёртвого осла уши.


В финале оба внезапно погибают от падения на них осла (с кем не бывает).




Именно этих персонажей я выбрал в связи с их совсем недавней кончиной.

Животное-осёл в данном случае символическое. Фраза же ослопутина "Получите от мёртвого осла уши" — фрагмент цитаты его же самого. Фраза, которая следует после этого ("После смерти ким чин ира теперь-то точно поговорить не с кем") — отсылка к более известной его фразе, в которой вместо корейца фигурирует махатма ганди.

Так, сторителлинг закончился. В вводной части актуализируем важность темы для пользователя с помощью вопроса. Ослопутин задаёт вопрос, ответ на который для большинства очевиден. Для каждого из 3-х вариантов ответа представлена карикатурная картинка:
1) шпион изображен в шпионской шляпе,
2) не чистый на руку сотрудник — с присосавшимся к нему мозговым слизнем,
3) чиновник — с условным государственным флагом, воткнутым ему в голову.




Да, вопрос простейший, однако обучающийся так или иначе его прочитает. К тому же ему может быть интересно, что будет потом — после ответа. Подача информации именно в таком формате повышает вероятность того, что пользователь запомнит информацию, а не просто прочтёт текст и тут же его забудет (как это обычно бывает).

Если неправильно ответить на вопрос, появляется картинка, каждый раз видеть которую не каждому захочется (здесь есть поле для экспериментов; в данном случае было решено сделать картинку, смотреть на которую можно без явного отвращения).




Примечание: огромная стрелка — вариант использования пустого пространства на слайде (для курса с такой стилистикой этот вариант подойдет, для типовых же — не факт).


2-й слайд: шредер по частям

Теперь наглядно покажем, что из себя представляет стандартный шредер. Обучаемый наводит указатель мышки на ссылки → проявляется красный прямоугольник выделения на шредере (выделяется конкретная часть-элемент шредера) + появляется описание конкретной части-элемента шредера.




Что здесь можно было бы улучшить с точки зрения дизайна:
1) сделать список маркированным (для каждого элемента 2 состояния маркера в зависимости от того, просмотрен ли был элемент);
2) изначально сделать шрифт в ссылках без жирного начертания, а после просмотра элемента делать начертание шрифта жирным).




3-й и 4-й слайды: процесс уничтожения документов





Процесс уничтожения документов пользователь должен посмотреть в определенной последовательности (ссылки для просмотра описания каждого следующего этапа процесса появляются только после просмотра предыдущего). При этом по ссылкам не нужно щёлкать. Для просмотра этапа достаточно подвести указатель на ссылку с названием этапа.

То же самое с примером, представленным в описании одного из этапов. Мне кажется, если пользователь будет по 10 раз на слайде щёлкать по ссылкам, а потом ещё закрывать открывшиеся окна, это будет его раздражать (и это будет нормальной реакцией).






5-й слайд: заключение

Заключение весьма условное.

1) Текст путена. Смысл фразы типа "равно или поздно вы это сделаете" в том, чтобы побудить пользователя в дальнейшем повторить материал курса. Это недирективный способ внушения, когда побуждение "сделай это" преподносится в завуалированном виде "может быть, ты захочешь сделать это сам завтра или послезавтра".



В других своих курсах я использую такой же приём для тех случаев, когда обучающийся "провалил" итоговое тестирование в курсе.


2) Пасхальные яйца. В правом верхнем углу висит ссылка, на которую указывает стрелка. При наведении указателя мышки на ссылку появляется стрип-комикс про Шреддера и шредер. При этом на слайде размещено сообщение о том, что в курсе нет никаких пасхальных яиц (при этом посыл сообщения указывает на обратное). Ссылка на этом слайде пасхальным яйцом не является. Однако есть вероятность, что у пользователя в голову закрадётся мысль о том, что в этом курсе можно поискать ещё что-нибудь интересное. Это, в свою очередь, заставит его пройти курс повторно (повторение — мать учения). На самом деле никаких пасхальных яиц в курсе нет. С другой стороны, это может фрустрировать пользователя. Но ведь он же не знает наверняка, есть ли пасхалка там или нет (может, он плохо искал). И потом развлекательная манера подачи материала этот негативный момент компенсирует.




Сама идея с пасхалкой спорная. Возникла она следующим образом. В прошлом году на конкурс CL был представлен курс, в котором не понятно зачем и не понятно по каким принципам были распиханы пасхальные яйца (вот). Мало того, на последнем слайде этого курса было написано, что эти яйца там есть, и их можно найти по подсказкам (таким образом, концепция пасхалки была уничтожена). В процессе обсуждения этого феномена с коллегой по работе наши мнения разошлись. Я посчитал, что пасхальные яйца в том курсе размещены ради самих пасхальных яиц, т.е. не в обучающих целях. Коллега посчитал, что раз они (разработчики) не написали, почему разместили пасхальные яйца в курсе, значит, делать такие выводы преждевременно. Его гипотеза: это могло быть сделано специально, например, для того, чтобы пользователь с намерением найти все пасхальные яйца прошёл курс заново. Как потом оказалось, у разработчиков (с их же слов) такого намерения не было. Однако, если бы и было: в подсказках конкретно написано, где искать эти яйца (например, шлёпнув по букве "о" в картинке со знаком "стоп"). Крайне сложно поверить в то, что пользователь, целенаправленно занимаясь поиском таких яиц, решит повторно изучить материал курса (именно потому что в подсказке уже написано, где искать эти яйца).

Собственно, в данном случае я сделал попытку реализовать идею о том, что пользователь решит изучить материалы курса повторно, чтобы заодно найти в курсе очередное пасхальное яйцо. Работает этот или нет — не знаю (возможности провести такое исследование у меня нет).