Что делают картинки в ваших курсах? | welcome to eL

Что делают картинки в ваших курсах?

25.04.2013

иллюстрации в электронном курсе, интерактивные элементы в курсе, управление вниманием пользователя, педагогический дизайн

Большинство курсов представляют собой довольно-таки проблемный формат "текст + картинка".



Вспомним, какие "проблемы" при выборе и размещении картинок в курсе видит типичный "разработчик"?
1) Сложность найти картинку по теме (предел мечтаний - найти в гугле условно-тематическую картинку).
2) Сложность найти картинку в хорошем качестве.
3) Сложность запихивания over 9000 картинок в пределах 1-го кадра.
4) Сложность подбора картинок с учётом общей стилистики курса.

Если эти 4 проблемы решены, то типичный разработчик лихо накидывает картинки в текстовую кашу, на чем процесс вёрстки (а не разработки) курса заканчивается. И таких курсов, кстати, большинство.

Маловероятно, что просто так вставленная картинка может положительно поспособствовать обучающему эффекту, даже если это картинка по теме.



Копнём глубже. Существует ряд реальных проблем использования картинок в курсе (проблем, завязанных на методологии обучения, а не на псевдодизайне).

Проблема 1: картинка утрачивает смысл (если он был заложен в ней изначально).
Вот текст, а вот – картинка. Какой бы простой картинка не была, её смысл придётся как-то трактовать - пользователь должен сделать ряд интеллектуальных усилий по дешифровке того смысла, который картинка несёт в конкретном контексте. Иллюстрирует ли картинка то, что содержится в тексте? А что конкретно она иллюстрирует? Есть ли там то, на что стоит обратить внимание?

Так вот – такой мыслительной работы никто скорее всего делать не будет. Даже, если смысл в картинке есть, стандартный (читай: ленивый) пользователь его, скорее всего, не увидит. Не распознав смысл несколько раз подряд, пользователь будет подсознательно игнорировать любой посыл, заложенный во всех остальных картинках в курсе.

Проблема 2: разработчик утрачивает смысл размещения картинок в курсе. Картинки из последних двух примеров выше ничего не сообщают. Хотя можно сказать о том, что они якобы породят некие ассоциации в голове у пользователя и это каким-то образом поможет ему в обучении. Но цель курса – не рождать ассоциации. Более того, как правило, ассоциации сами по себе не позволят лучше усвоить материал и лучше его понять.


Итак, как же донести смысл с помощью картинок?

1) Использовать картинки, полноценно иллюстрирующие конкретную ситуацию (рисованные комиксы, фотокомиксы, диалоги персонажей, механика процесса и т.п.). Динамика, а не статика. Сюжет, развитие событий, описание процесса "схватывается" именно в такой форме подачи, а не в виде набора тематических картинок.




2) Использовать картинки, которые будут изменяться при определенных условиях (например, при наведении указателя мыши на ссылку в тексте). Например, чтобы показать какое-то описываемое в тексте изменение, результат и пр. Это достаточно простой интерактив, который позволит пользователю взаимодействовать с информацией, что в свою очередь может положительно повлиять на понимание пользователем материала.




3) Использовать картинку с целью акцентирования внимания пользователя на ключевой мысли слайда, либо на отдельных моментах, которые проще не объяснить словами, а показать, как это выглядит.




Как это сделать?

По первому пункту вроде всё очевидно. Последние два пункта реализуются следующим образом: текст на слайде нужно сопроводить ссылками, наведение указателя мыши на которые будет приводить к чему-нибудь такому, что привлечет внимание пользователя.




Примеры:

1) Какой-то механизм приводится в действие (не сам по себе, бесцеремонно отвлекая внимание пользователя, а по его желанию). Вот пользователь дошёл в тексте до ключевого момента → увидел ссылку → щёлкнул по ней → увидел изменение в картинке (анимацию). Таким образом пользователь получает возможность увидеть, как происходит то, что содержится в описании.




2) На картинке выделяется какой-то её фрагмент (увеличение фрагмента, движение фрагмента, выделение фрагмента цветной рамкой и т.п.). Таким образом внимание пользователя направляется в нужную нам сторону. Мы обращаем его внимание на нечто важное (буквально тыкаем его туда носом).



Тихомирова Е.: Все в курсе должно быть подчинено достижению поставленной цели. И когда нам говорят, что курс скучный, то стоит помнить, что добавлением анимации и интерактива его можно только испортить. Необходимо поработать с материалами так, чтобы они были релевантными по отношению к потребностям слушателей, а их расположение должно привлекать внимание к самому главному. #