методология разработки электронных обучающих курсов, актуальность курса, повышение ценности знаний
Актуализация курса — это ряд приёмов, которые позволяют донести до пользователя важность изучения курса и повысить в его глазах ценность информации и знаний, которые содержатся в курсе. Другими словами, это приёмы, которые позволяют убедить пользователя в том, что изучение эл.курса для него является потенциально полезным.
Как показать пользователю, что для него этот курс будет реально полезен? Как убедить его в том, что по результатам обучения, ему, возможно, станет проще выполнять свою работу?
Ниже приведу несколько способов, которые я периодически использую при разработке курсов.
1) Предварительное тестирование. Главная задача такого тестирования — продемонстрировать пользователю, что его знания не актуальны, или их недостаточно для эффективной работы в рамках какого-то бизнес-процесса. Ведь какой-то процесс мог частично или значительно поменяться, а пользователь по каким-то причинам этого может не знать (или он может знать об этом, но по каким-то причинам не применять эти знания).
Лучше всего использовать кейсы. Опишите знакомую всем пользователям проблему. Пользователь сразу же окунётся в рабочую ситуацию и будет озадачен тем, как найти выход из описанной в кейсе проблемы. Если не найдёт, то напрашивается вывод: знаний не хватает, курс следует изучить, чтобы восполнить недостаток знаний.
Прежде, чем разрабатывать кейсы, следует провести опрос экспертов и линейных руководителей, чтобы выяснить у них, какие наиболее критические и часто распространенные ошибки допускают сотрудники. Используя эту информацию, составить перечень вопросов, отвечая на которые большинство сотрудников наверняка допустит ошибки (кончено, это не должны быть вопросы с подвохом).
В обратной связи можно написать, что ответ на вопрос пользователь найдет в этом курсе. Посыл: "Раз ты, пользователь, не ответил правильно на этот вопрос, при изучении курса обязательно обрати внимание именно на эту тему, ведь для тебя она очень актуальна".
2) Описание/демонстрация возможных негативных последствий для сотрудника в случае, если он допустит ошибку при выполнении того или иного бизнес-процесса. Это такая "пугалка", которая позволяет сотруднику осознать, что невнимательность им при выполнении работы тем или иным образом "карается" (к примеру, за это могут последовать дисциплинарные санкции). Цель - не вогнать сотрудника в состояние стресса, а повысить для него ценность знаний, которые содержатся в курсе. Так можно пробудить в нём личную заинтересованность в обучении (ведь он заинтересован в разрешении определенных рабочих проблем, которые являются его "головной болью", в частности, он заинтересован в устранении тех причин, из за которых к нему может быть применено депремирование).
3) Продемонстрировать наличие проблемы и её масштаб.
Зачем пользователю знания сами по себе? Разве у него нет других хлопот, кроме как проходить курсы? Нужно дать ему понять, что в компании есть проблема. Показать, что проблема серьёзная. Что причины её в незнании, в неправильном выполнении каких-то процедур, правил. Перейти к тому, что проблема решаема. Просто нужно поменять подход к выполнению работы. О чём будет рассказано в курсе.
Правда, не стоит делать акцент на том, что вот наличие этой проблемы плохо исключительно для компании. Акцент следует сделать на том, что плохо будет пользователю, если он будет делать что-то неправильно (показать наглядно причинно-следственную связь). А что там станет с компанией большинству пользователей глубоко наплевать, и это нормально.
4) Парочка спекулятивных приёмов: а) ссылка на авторитет, б) ссылка на большинство.
Авторитет — известная персона, чьё высказывание по теме можно разместить в вводной части курса. К примеру, в курсе по продажам Наполеон Хилл или Ричард Брэнсон выдают какие-нибудь расхожие фразы про важность фактора уверенности в себе для того, что продажи были успешными (на такие цитаты также особо падки офисные рабочие, они поглощают их тоннами). К примеру в вымышленном курсе по разработке электронных курсов Марк Розенберг может сыпать полезными советами хоть на протяжении всего курса.
Ссылка на большинство. В качестве большинства — та группа людей, к которой себя причисляет пользователь (продажники, менеджеры, студенты, пролетарии, креакаклы и пр.).
Вещать в курсе можно тоже от лица представителя такой группы.