разработка симуляторов и тренажёров программного обеспечения (ПО), слайдовые курсы, rapid elearning, форматы обучения работе с ПО
В моём блоге очень много внимания уделяется методологии разработки симуляторов ПО. Несколько слов о том, почему я ставлю в приоритет именно симуляторы ПО.
Дело в том, что большинство курсов, которые делают внутрикорпоративные eL-специалисты, это курсы в большей степени информирующие, а не обучающие. И это неспроста. Все упирается в условия, в которые поставлен разработчик (eL-специалист). Например, далеко не всегда эти условия позволяют выделить достаточное количество временных и других ресурсов для разработки полноценного обучающего курса. Поэтому это почти всегда т.н. "быстрая разработка" (rapid elearning). И даже если приходится делать курс в таком формате, то следует помнить, что eL-специалисту нужно вникнуть в тему, разобраться в ней, окунуться в неё с головой, перевести с птичьего на русский откровенно нелепые инструкции и регламенты, где описываются бизнес-процессы по предмету курса. Потом всё это нужно перевести на язык хотя бы уровня презентации, сдобрить иллюстративным материалом, заданиями/вопросами. Всё это ещё нужно сверстать, проверить, отправить на проверку экспертам и заказчикам, сделать правки после их проверки. Весь процесс разработки в двух словах не опишешь.
Стоит отметить, что такой слайдовый формат курсов (информирующие курсы-презентации "текст-картинка-тест") он достаточно формальный (их реально производят в условно промышленных масштабах по большей части ради галочки). Они не пользуется достаточной популярностью среди пользователей (поэтому наши пользователи и называют их тестами). Заказчики таких курсов, в свою очередь, будут настаивать на использовании максимально примитивной методологии курса (опять же "текст-картинка-тест" - ибо это именно то, что им понятно). И хорошо, если есть возможность игнорировать такие пожелания заказчиков.
Постепенно в более-менее развитых организациях дистанционщики приходят к пониманию, что это полумёртвый формат, который, возможно, уже скоро отживёт своё (на самом деле нет). На смену ему, возможно, постепенно придёт что-то более практичное, менее затратное по ресурсам, к примеру, формат "обучения по требованию" (#), информационно-справочные системы, максимально ориентированные на пользователя (#) и т.п. Правда, пока ещё чего-то не приходят.
Вспомним и то, что подобные курсы навыки сформировать не позволяют. Максимум – знания. А какой от них толк, если пользователь к тому же не найдет полученному знанию применение в ближайшее время? Это не такая уж и редкая ситуация.
Другое дело – симуляторы ПО. Перед тем, как допустить пользователя к работе в реальном ПО, его следовало бы научить некоторым навыкам работы с ним. Симуляторы ПО с этой задачей вполне себе справляются, если они, конечно, не представлены в виде набора скриншотов с выдергами из технической инструкции. Поэтому я склонен считать, что симуляторы ПО – это жанр вечный.
Мало того, формат симулятора ПО не меняется и навряд ли он поменяется в ближайшее время. Я имею в виду то, что, к примеру, в трендовом мобильном обучении симуляторам ПО не место, так как формат симулятора ПО завязан на конкретном типе взаимодействия пользователя с рабочим местом, где установлено ПО, а также определенных характеристиках интерфейса. К примеру, в ближайшее время навряд ли предприятия найдут замену продуктам типа 1С на что-то более современное и "пальцеориентированное". То есть, все симуляторы – это, как правило, десктопная версия, с примерно одинаковыми характеристиками внутреннего содержания (размеры окна, к примеру). И ничего здесь кардинально не поменяется (update).
Зато постоянно меняются: бизнес-процессы с использованием конкретного ПО и само ПО. Бизнес-процессы упрощаются или усложняются, совершенствуются, появляются новые. А вместе с этим меняется 1) интерфейс ПО, 2) правила выполнения тех или иных операций в нем.
Роль специализированного ПО будет только возрастать. Всё больше и больше процессов автоматизируется. А уровень "чайниковости" пользователей при этом остается всё на том же уровне (потребность обучать пользователей даже самым базовым навыкам сохраняется).
Так что симуляторы ПО можно делать вечно. Они будут всегда актуальными. Только делать их нужно на совесть, а не как бог на душу положит.
- Симуляторы ПО: как правильно управлять вниманием пользователя
- Симуляторы ПО: ввод данных с клавиатуры
- Симуляторы ПО: интерфейс и поведение симулятора
- Симуляторы ПО: размещение в симуляторе сканов документов
- Симуляторы ПО: показ/скрытие пошаговой инструкции
- Симуляторы ПО: просмотр описания задания во время прохождения симулятора