Эффективность кейсов может быть выше | welcome to eL

Эффективность кейсов может быть выше

23.04.2014

разработка кейсов для электронных курсов, иллюстрированные кейсы, обратная связь в эл.курсах, примеры сторителлинга

Все мы знаем, что вопросы-кейсы в эл.курсе гораздо лучше, чем просто вопросы. К сожалению, зачастую описание ситуаций в кейсах представлено исключительно в виде текста. Предъявление кейсов в таком формате серией от 3-х штук и более - не эффективно с точки зрения обучения и проверки знаний, так как в этом случае их очень сложно воспринимать. Большинству пользователей сложно представить в голове то, что описывается в кейсе. Ведь вопрос - он относительно короткий, а кейс - это ещё и описание некой ситуации. К тому же часто приходится сопровождать описание кейса множеством условий, поэтому описание кейса может знать чуть ли весь объём слайда-кадра.

Так что просто текстовое описание, пусть с историей, пусть приближенное к реальной ситуации, в некоторых случаях может только прибавить "каши" в голове. Каши в голове становится ещё больше, когда все кейсовые вопросы направлены на оценку знаний пользователя ("курс-проверялка").

Что можно с этим сделать?


Переориентация кейсовых вопросов с оценки на обучение

Кейсы могут позиционироваться в курсе как "проверялки" знаний пользователя, однако реальной их целью должно быть обучение.

Обучающие кейсы-вопросы составляются таким образом, что при ответе на каждый из них, у пользователя складывается всё большее понимание темы.

Достигается это следующим образом:
1) каждый последующий вопрос в рамках одного "тестового" блока вытекает из предыдущего,
2) в описании каждого последующего вопроса могут быть раскрыты некоторые детали, которые позволят дать понимание, почему на предыдущий вопрос правильным ответом был именно этот вариант, а не какой-то другой,
3) в описании каждого последующего вопроса может содержаться ответ на предыдущий вопрос,
4) в описании каждого последующего вопроса может содержаться подтверждение правильности ответа на предыдущий вопрос.



Примечание: курс "дтпшечки" (2 скрина выше) не существует; эти слайды сделаны специально для наглядного примера.


Возьмём блок вопросов, в котором после ответа на вопрос обратная связь не предоставляется, либо предоставляется в формате "верно-неверно". Здесь каждый следующий вопрос в описании содержит информацию, которая служит ответом на предыдущий вопрос. Описание вопроса или кейса содержит уточняющие детали, позволяющие либо дать понимание того, почему на предыдущий вопрос правильным ответом были именно этот, а не какой-то другой вариант, либо указать на то, каким был правильный ответ в предыдущем вопросе.

В результате содержание каждого следующего кейса-вопроса проясняет понимание ответа на предыдущий кейс-вопрос. Здесь важно создать цепочку непрерывного подтверждения пользователем правильности или неправильности своих догадок при решении им кейсов.

В данном случае мы не вынуждаем пользователя вчитываться в текст обраток после ответа на каждый вопрос. Поэтому такие обратки и не даём. Зато в текст вопроса пользователь вчитываться вероятнее всего будет, ведь ему надо будет на этот вопрос как-то ответить.

Можно после неправильного или правильного ответа на кейс-вопрос дать развёрнутую ОС. Однако пользователь может её проигнорировать. А значит, снижается вероятность того, что в голове у него сформируются и закрепятся нужные знания.

Другой пример. Можно построить из серии вопросов целую историю (назовём это "smart storytelling"). Друг за другом следуют кейсы, в рамках которых поэтапно разбирается та или иная деталь бизнес-процесса. Такие кейсовые вопросы последовательно предъявляются с целью напомнить пользователю о ключевых моментах по теме, ещё раз акцентировать его внимание на этих моментах, связать всё это вместе и дать понимание сути данного процесса.




Иллюстрация кейсов. Как уже было сказано, представить в голове описываемую в кейсе ситуацию иногда бывает достаточно сложно. Нужно удержать в голове и контекст, и множество деталей одновременно (конечно, это условно, и зависит от сложности и кейса, и бизнес-процесса).

2 месяца назад пришёл к такому формату:




Да, времени на разработку такие кейсовых блоков требуется чуть больше, чем на разработку батареи тестовых вопросов. Зато эффект обучения на порядок выше. Пользователь быстрее понимает, в чём заключается ситуация, описанная в кейсе. Ему проще соотнести иллюстрируемую ситуацию с той, которой он может столкнуться в реальности. Ему будет проще не только понять, но и запомнить то, что транслируется через такие кейсы.