Персонажи: несколько типичных ошибок | eLearning Lab

Персонажи: несколько типичных ошибок

23.06.2013

персонажи для эл. курсов, педагогический дизайн, психология восприятия, эмоциональный дизайн

Одно из самых больных мест во многих курсах — это персонажи и то, как они используются. С одной стороны, эта тема уже достаточно обсуждалась, с другой стороны, неадеквата в курсах меньше не становится. В большей степени это касается персонажей-вещателей, которые присутствуют в курсе в качестве проводника по изучаемой теме. В этой заметке приведу несколько примеров, которые попались в последнее время.

Персонаж не здоровается в начале курса, не сообщает о том, как его зовут, кто он такой и что он делает в этом курсе. Один из таких примеров наблюдал в курсе по продажам, где не назвавший себя персонаж-наставник начал учить, как правильно приветствовать покупателей.

Персонаж имеет непривычное для слуха имя. Например, редко распространенные Лаврентий, Владелен, Людвиг, Тамара, Римма, Виолетта. Некоторыми пользователями такие имена могут быть восприняты как неудачный юмор, кем-то ещё — как острая потребность автора курса выдать что-то сверхоригинальное (что печально). Хотя иногда и более-менее привычное имя может вызвать недоумение у пользователя. Например, если персонаж скажет, что его зовут Валера (если это не курс на уголовную тематику).

Персонажпредставитель Симпсонов. Практически всегда, когда идет коллективное обсуждение того, какой персонаж выбрать для курса, кто-нибудь обязательно посоветует использовать Гомера или Барта. Эти персонажи ассоциируются у большинства исключительно с мультиком, но не с процессом обучения или с той темой, которой посвящён курс (только если тема курса не "Адаптация людей с ЗПР"). Симпсоны — олицетворение раздолбайства. Какой посыл они будут транслировать своим присутствием в курсе? К тому же их образы приелись уже настолько, что нормально воспринимать их вне контекста оригинального мультика могут только жители деревень, для которых это всё по-прежнему весело и задорно.

unknown


Персонаж на некоторых кадрах не несёт никакой полезной функции. В одном из курсов есть три персонажа — наставник, продавец и покупатель. В тех случаях, когда наставнику на кадре делать особо нечего, разработчик всё равно его туда помещает. Чтобы он не бы похож на мебель, ему дают прокомментировать происходящее: "Это элемент первый", "Слева пример".


Персонажи в курсе различаются по стилистике.

Technomatix


Несоответствие выражения лица персонажа тому, что происходит на экране. Нужно позаботиться о том, чтобы было несколько вариантов реакций персонажа. Иначе персонаж становится похожим на манекен.

В данном случае сам грешен. В моих старых курсах по охране труда персонаж-винтик "радуется" любой оторванной ноге.





И, разумеется, если речь идёт о персонажах, без парада уродов обойтись не получится.

Итак, персонаж урод. Если вам кажется, что это звучит грубо, тогда представьте, каково пользователям, которые видят, примеру, это:

Новый Диск

Новый Диск

Technomatix

Лаборатория Мультимедиа


Еще несколько вариантов:

Персонаж — представитель PP-клипарта или дешёвой газетной иллюстрации.

unknown

Новый Диск


Персонаж — 3д-урод.

Amedium

Amedium


Персонаж — неровно "обрезанное" (грубо обработанное в фотошопе) фото реального человека.

unknown


Персонаж — сверхэмоциональное существо с нездоровой гиперулыбчивостью.

Новый Диск

Новый Диск


Персонаж — непонятное существо, которое не вызывает никаких ассоциаций с тематикой курса.

Лаборатория Мультимедиа


Персонаж — "оживленное" лого с выпученными глазами. Или "нечто", олицетворяющее компанию, а-ля "Метроша".

Technomatix


Кстати, персонаж-урод — это следствие в большей степени плохой организации работы, а не избыточной "креативности" авторов. Любого персонажа следует продемонстрировать фокус-группе — показать пользователям, как будет выглядеть этот персонаж в курсе. И выяснить, в том числе, привлекает ли он излишне много внимания, насколько приятно на него смотреть, вызывает ли он доверие.