eL на костылях: академики и корпоративщики | eLearning Lab

eL на костылях: академики и корпоративщики

26.11.2013

отличия дистанционного обучения в корпоративном и академическом секторе, качество электронных курсов, eL специалисты, эффективность дистанционного обучения

Особенности академфронта

1) С одной стороны, они очень активно вещают про важность совершенствования методологии ДО. В своих идеалистических представлениях говорят о важности таких электронных обучающих продуктов, которые будут разработаны, что называется, по всей строгости науки. Ценностью таких продуктов должна быть их исключительная (в отличие от большинства продуктов корпоративщиков) способность именно обучать, а не просто информировать.

2) С другой стороны, то, что приходится наблюдать в качестве продуктов из "рук" академиков в виде "эл.курсов", учебных сред (на основе мудл), как-то не очень вселяет надежду на то, что такие идеальные электронные продукты могут появиться вообще. Слишком сильный контраст между словом и делом. Академики на данный момент не могут продемонстрировать эталонный пример обучающей программы, курса, учебной среды. На самом деле ничего даже отдаленно напоминающее что-либо из обозначенного.


Много говорят о том, что должно быть. О том, что реализация некоторых их идей (которые пока только идеи и не более того) будет лучше, чем то, что есть уже сейчас, например, у корпоративщиков. Но все-таки, чтобы люди понимали, чем одно лучше другого, следует продемонстрировать реализацию своих замечательных решений (или хотя бы более-менее пристойный их прототип), а уже потом говорить о том, что оно может быть лучше всего остального.

3) Такие важные для нового поколения элементы обучения, как мотивационная составляющая в виде игровых или псевдоигровых подходов, которые используются в курсах, мягко говоря, недооцениваются или игнорируются (во всяком случае складывается именно такое впечатление). Быть может, просто из-за того, что представители академфронта это по большей части - поколение бебибумеров. Это к тому, что представителям поколений y и z будет, мягко говоря, некомфортно взаимодействовать с обучающими продуктами от таких "динозавров". То, что является хорошим обучающим продуктом для какой-то абстрактной целевой аудитории (ее модели), может не являться таким хорошим для целевой аудитории, которая существует сейчас в реальности, а также для той целевой аудитории, которая нас ожидает в ближайшем будущем.


Особенности корпфронта

1) Большинство обучающих продуктов от корпоративщиков тоже не образцы для подражания. Если смотреть на среднее поголовье, то тут крен в противоположную сторону. Тенденция такова: главное сделать курс, учебную программу, учебный портал такими, чтобы их можно было "скормить" заказчикам, руководству и т.д. Это действительно так. В качестве корма - картинки, веселости-забавы, плюшки-игрушки. А плохо то, что все это зачастую не в качестве приправы, соуса, а как формат сам по себе (потеха ради потехи, а не ради мотивации, управления вниманием и пр.). Зачастую все это презентуется с таким щенячьим восторгом, что, конечно, может раздражать, причем не только академиков.

2) Корпоративщики в большинстве своем - это "кто ни попадя", попавшие в eL неизвестно как и зачем. Например, бывшие продавцы без образования или с образованием, которое ни о чем. В плане развития методологии ДО они, как правило, оказываются бесплодными. Зачастую поражает то, насколько бедной оказывается "база" eL-специалиста: большинство не знают психологии обучения и психологии восприятия. Умение использовать языковые средства оставляет желать лучшего. Если дизайн - то колхоз "светлый путь".

3) Технология часто позиционируется как панацея, которая позволит избавиться от проблем, связанных с низкой эффективностью ДО. Не совсем корректно привязывать данный пункт конкретно к корпоративщикам, однако главные потребители и заказчики большинства технологий именно они.

4) Зачастую у корпоративщиков нет ресурсов для проведения полноценных исследований эффективности ДО. Как правило, для оценки эффективности ДО в компании достаточно таких показателей результатов, как сокращение ошибок в процессе работы у обученных сотрудников, увеличение объема продаж и пр. По сути дела, бизнесу только это и нужно.

В результате академики периодически призывают корпоративщиков подрасти хотя бы нуля (типа "что для нижних потолок, для верхних сугубо пол"). Оно, конечно, может было бы и ценным, если бы с их стороны был бы хоть какой-то образец, который служил бы для всех неким ориентиром в eL.

Хотя, с другой стороны, может, такой образец никому и не нужен. В связи с этим хочется взять в сравнение социалистический и капиталистический блоки (параллель напрашивается сама по себе, если брать в пример поведение представителей и тех, и других). Очевидно, что у каждого фронта (блока) свои достоинства и недостатки. Оба могут условно успешно развиваться сами по себе, то есть автономно. И в большинстве случаев представители соцблока так или иначе будут продолжать демонстрировать свои бюджетные "хрущевки", а представители капблока - свои блестящие коробки, радующие глаз "прохожих".