разработка игровых обучающих курсов, электронные курсы по продажам, персонажи для электронных курсов, геймификация в дистанционном обучении, рэндомный показ клиентов, переменные courselab, javascript
Часть первая, часть вторая
Пользователь оказывается в торговом зале, где клиенты выбирают товары для покупки. Задача пользователя предлагать клиентам те или иные услуги (приобрести товар в кредит, оформить банковскую карту, подключить цифровое ТВ и пр.).
Практически все клиенты соглашаются приобрести то, что им будет предложено пользователем (принцип условности). Ведь задача у курса - не научить пользователя (сотрудника) продавать, а помочь ему сформировать понимание того, как ему начисляется премия. Правда, попутно, ещё формируется понимание того, как построить стратегию продаж, которая позволит пользователю (сотруднику) зарабатывать больше.
Однако не всё так просто. Чтобы внести элементы реалистичности, поведение клиентов усложнено следующим образом:
1) клиент уходит, если пользователь не успел предложить ему услугу в течение 15-ти секунд,
2) клиент может отказаться от некоторых услуг, которые стоят денег, но в этом случае обязательно согласится на услугу, которая ему стоить ничего не будет (об этом чуть позже).
Кстати, при разработке механики частично вдохновился концептом игры Papers Please (симулятор рутинной работы).
Порядок появления клиентов в торговом зале. Принцип такой: выбираешь одного клиента – после завершения продажи вместо него появляется другой клиент. Весь кадр поделен на 8 секторов, которые в переменных обозначаются одной из букв алфавита. Каждый новый клиент появляется в соседнем секторе, в котором находился предыдущий выбранный клиент.
В действиях это прописано следующим образом:
Предложение услуги и диалоги. После того, как пользователь выберет клиента, нужно предложить ему услугу из меню в нижней части кадра.
Далее между пользователем-сотрудником и клиентом завязывается небольшой диалог. Реплики клиентов и сотрудника торговой точки составлены по определенным шаблонам.
При этом фрагменты реплик меняются (например, описание преимуществ услуги, согласие клиентов).
Фрагменты реплики меняются рэндомно. Здесь чуть подробнее. Сейчас рэндом работает через JS. А изначально был реализован псевдорэндом. На первом кадре пользователь наводит указатель мыши к клиенту, чтобы потом выбрать его. По всему кадру расставлены зоны, при наведении указателя на которые в переменную записывается то или и иное значение = фрагмент реплики. Но это была неудачная идея, так как траектория движения указателя практически неизменна, из-за чего разброс значений оказывался небольшим.
Буквально спустя день после того, как я сделал этот псевдорэндом, Сергей Колков опубликовал пост о том, как реализовать рэндом по-человечески. В результате теперь прикрутил всё это дело на JS. Теперь на той же стартовой странице происходит следующее:
Таким образом, одинаковые фразы клиентов встречаются редко = условная реалистичность.
Также рэндом используется для показа клиентов, которые отказываются от предложенной услуги. То есть, никогда неизвестно, какой клиент согласится, к примеру, оформить ОСАГО, а какой – нет.
Далее о том, как реализованы отказы клиентов.
Пример 1. Клиенту предложили оформить ОСАГО. Клиент отказывается, так как для него это сейчас не актуально.
Чтобы не завершать всё это полным фэйлом, даём возможность предложить клиенту заполнить заявку на оформление ОСАГО. Изначально пользователь получит копейки. В перспективе же, если клиент потом по этой заявке обратится к нам для оформления страховки, это уже будет профит. Так что в итоге пользователь понимает, что такие заявки имеет смысл заполнять и за это хоть что-то, но заплатят.
Пример 2. Если клиент отказывается от какой-то другой услуги, то пользователь предлагает активировать клиенту его бонусную карту (да, по случайному стечению обстоятельств, неактивированная карта всегда оказывается у клиента в наличии).
Здесь уже все клиенты соглашаются, так как им это ничего не стоит (по сути для них это выгодно). Пользователь (сотрудник) за это получит копейки, но опять же хоть что-то. В любом случае это часть мотивационной схемы, о которой пользователю нужно как-то рассказать.
Кроме того, клиенты могут попросту уйти. В каких случаях это происходит? Если пользователь выбрал клиента и в течение 15-ти секунд не предложил ему услугу, то клиент проявляет недовольство (клиент потерян).
Таким образом достигается условная реалистичность. В противном случае, если все клиенты будут соглашаться, то пользователь на автомате прощёлкает их, не задумываясь над процессом. В игру добавлен элемент сложности, но сложности легко преодолимой и не влекущей негатива, так как все эти отказы встречаются не так уж часто.
Расчёт бонусов. На панели справа напротив каждого показателя есть значок с вопросом. Щелчок по значку приводит к открытию калькулятора. Например, калькулятора подсчёта баллов за продажу услуги автострахования.
Визуально калькулятор плавно выдвигается из правой части экрана. Скрывается так же. Скрытие происходит по щелчку по длинной кнопке со стрелкой.
Пользователь может изменять различные параметры (например, банк и факт продажи страховки). При этом он сразу же видит результат расчёта баллов. Таким образом, он может "прикинуть" сколько он сможет заработать на продаже той или иной услуге, а также поймёт принцип начисления баллов по каждой услуге.
Вот, как происходит подсчёт:
Калькуляторы позволяют дать понимание самого важного:
- принципы начисления баллов различаются в зависимости от направления продаж,
- размер баллов за продажу различается в зависимости от поставщика услуг, а в некоторых случаях от ряд других факторов (не имею возможности описывать все нюансы мотивационной схемы).
Расчёт премии. Когда пользователь отстреляет всех клиентов, у него появится доступ к калькулятору для расчёта премии.
В этом калькуляторе пользователь может поменять ряд опций для того, чтобы расчёт размера премии за месяц был максимально корректен. Это позволит понять, в каком размере премию он может получать при тех или иных условиях. Размер при этом будет приближен к размеру, который должен получиться в реальности. Правда, калькулятор не учитывает ряд других факторов, влияющих на размер премии - наличие удержаний, оплата отпускных. Но это и не нужно.
Рестарт игры. После расчёта премии пользователь имеет возможность пройти игру повторно. При этом он может поменять опции - график работы и план для торговой точки.
Далее будут появляться те же самые клиенты, но их реплики будут меняться (т.к. рэндом).